Блог Дизайн-симулятора
Статья

Управление вниманием пользователя


Внимание — это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Метафорично, внимание — это луч света, который освещает только интересующий его объект. Как только луч переходит к другому объекту, предыдущий виден уже не так отчётливо и ясно.
Есть несколько способов управления вниманием пользователя за счёт контраста:
  • Контраст цвета — когда отдельные элементы сайта выделяются на фоне основного цвета; это могут быть элементы СТА
  • Контраст формы:

Попробуйте найти здесь букву «Q»

А здесь букву «О»

Это гораздо сложнее, потому что в первом примере «хвостик» у буквы «Q» является отличительным признаком, а во втором, наоборот, общим.
  • Визуальный вес — важные объекты можно выделить увеличивая их размер по сравнению с другими. При этом важно, что увеличивая размер шрифта с ценой за какую-то услугу мы также делаем эту цифру и визуально дороже. Так что с этим надо быть осторожнее

Размер шрифта визуально увеличивает размер цены

  • Движение — на фоне статичных объектов сайта, небольшое движение сразу выделит важный элемент
  • Позиционирование — т.е. отображение объекта таким образом, чтобы он казался ближе или дальше других


Все эти способы привлечения внимания объясняются природными инстинктами наших предков: когда ты постоянно находишься в страхе стать жертвой крупного хищника, то легко обратишь внимание на рыжие полоски в кустах или застывший объект на фоне подвижной листвы.
Понятно, что контраста не должно быть много. Иначе каждый объект на сайте будет «кричать» и требовать к себе внимания. И тут уже ни о каком управление речи идти не может.
Вот отличные примеры (слабонервным лучше не смотреть):


Также вниманием можно управлять с помощью лиц. В зависимости от того, куда обращено лицо или взгляд персонажа в интерфейсе, туда обязательно посмотрим и мы. Именно поэтому редактора газет и журналов всегда располагают фотографии и рисунки таким образом, чтобы лицо на них указывало в сторону текста. В случаях, если это невозможно, фотографии просто «зеркалят»

На этом слайде показана карта движения взгляда пользователей. Слева они смотрят в основном на лицо малыша, а справа они обращают свой взгляд в ту же сторону, куда и он.



Законы восприятия

Существует несколько законов восприятия человеком информации:
  1. Группировка объектов по близости (читай «теория близости» у Лебедева и Горбунова, есть ещё хороший материал на Медиуме);
  2. Дорисовывание — т.е. видя не законченную форму (например квадрат без одной стороны), человек подсознательно достраивает ей «недостающий» элемент;
  3. Движение — если объекты изображают какое-либо движение (например, пиктограммы рыб, плывущих вправо), то пользователь воспринимает их как единую группу или объект. Например, аборигены, впервые увидев американцев верхом на лошадях, подумали, что это одно существо.
  4. Внимание всегда притягивают более сложные объекты. Если простые формы легки для понимания, то сложным нужно уделить достаточно внимания, чтобы определить их значение. Поэтому они и притягивают. Посмотрите на эту картинку, куда ваш взгляд тянется больше, влево или вправо?


5. Правило краев и середины — в памяти лучше запечатляются объекты расположенные по краям и посередине группы.