1/14
Специальная глава от сервиса Smart Reading

онлайн-библиотеки с саммари самых полезных книг в тексте, аудио и инфографике.

В этой главе мы расскажем тебе о ​​теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Это набор методов, которые позволяют взглянуть на задачу с нескольких углов зрения и найти для нее оптимальное решение.

ТРИЗ описана еще в 1986 году, но до сих пор используется для решения креативных задач. Давай разберемся почему.


Как правило, процесс решения задачи оканчивается неудачей, обрываясь на стадии эксперимента или создания MVP.


Это происходит из-за того, что для решения изобретательской задачи чаще всего используется малоэффективный метод проб и ошибок. Этот метод годится для решения простых задач, но сбоит там, где для достижения результата требуется перебрать тысячи вариантов.

Люди придумали различные варианты усовершенствования этого процесса, в частности, методы активизации перебора вариантов. Один из них — морфологический анализ, известный еще с XIII века: изобретатель создает таблицу и пытается охватить в ней все возможные варианты, за счет чего получает большое количество комбинаций. Правда, нет критерия для выбора оптимального варианта.

Если по вертикали мы запишем 7 материалов, а по горизонтали 7 видов упаковки, то в итоге получим 49 вариантов упаковки.

Другой метод активизации — мозговой штурм: группа людей генерирует идеи, причем во время генерации критиковать запрещено, а самые «безумные» варианты, наоборот, поощряются. В таких условиях возникает атмосфера вдохновения. По окончании штурма идеи записывают и передают экспертам для обработки и отбора. Но и тут есть минусы: без критики невозможно выяснить недостатки идеи. Поэтому лучше проводить его в постоянной группе людей.


Еще один прекрасно работающий прием — взгляд на привычное как на непривычное, и наоборот (в этих случаях новая проблема может решиться известными средствами, а свежий взгляд на старую — дать неожиданное решение).

Чтобы выработать неожиданный взгляд на проблему, хорошо использовать аналогии:
— прямую (например, глядя, как это происходит в природе);
— личную (как бы «входя» в объект, становясь на его место);
— символическую (используя символьное описание);
— фантастическую (проблема переводится на язык фантастики, сказок).
Согласно ТРИЗ, сначала нужно сформулировать проблему — ее называют «изобретательской ситуацией».

Она может быть сформулирована корректно — «есть такая-то проблема» или некорректно — «есть такая-то проблема и для ее решения надо...» — в этом случае изобретателю навязывается определенный метод решения, который вряд ли будет оптимальным).

Корректно сформулированная задача дает изобретателю простор для дальнейших действий. Некорректно сформулированная — загоняет в рамки.
Какая из проблем сформулирована правильно?
Начать тест
Какая из проблем сформулирована правильно?
Правильно!

Неправильно! 🙃

В этом варианте помимо самой проблемы сразу предлагается и ее решение. Оно ограничивает в выборе и может быть не оптимальным

Дальше
Проверить
Узнать результат
Какая из проблем сформулирована правильно?

Неправильно...🙃

Тут вместе с проблемой, предлагается и вариант ее решения. Оно ограничивает в выборе и может быть не оптимальным

Правильно!

Неправильно...🙃

Это не проблема, а задача. Возможно, что эта задача не самый лучший способ решения проблемы. Поэтому стоит начинать с проблемы.

Дальше
Проверить
Узнать результат
Почти. Попробуй ещё раз
Пройти ещё раз
Почти. Попробуй ещё раз
Пройти ещё раз
Почти. Попробуй ещё раз
Пройти ещё раз
Почти. Попробуй ещё раз
Пройти ещё раз
Почти. Попробуй ещё раз
Пройти ещё раз
Ты уже почти мастер ТРИЗ
Пройти ещё раз

Вспомни с какой проблемой к тебе приходил менеджер продукта Роман:


…Пользователи подходят к терминалу, чтобы оплатить покупки, но не понимают, как правильно это сделать и, в результате, уходят … экран с коротким онбордингом в начале работы с кассой поможет пользователям понять как оплатить покупки.


Это не значит, что Рома совершил ошибку, просто к тебе он пришёл с конкретной задачей — сделать экран онбординга, а мог бы прийти с проблемой и, возможно, твоё решение было бы более оптимальным.

Как можно было решить задачу? 


1. Поставить консультанта
2. Поставить какой-то рекламный стенд с пояснениями
3. Сделать подсказки в самом интерфейсе
4. Давать скидки при первом использовании кассы, чтобы мотивировать пользователя изучить интерфейс.

Далее изобретательская ситуация трансформируется в макси-задачу («нужна новая функциональность») и мини-задачу («убрать ненужное / добавить нужное при минимальных изменениях»). Мини-задач может быть больше одной. Мини-задача может быть труднее макси-задачи.
Например, чтобы решить проблему с тем, что клиенты не пользуются кассой самообслуживания, нужно выполнить:
макси-задачу — сделать онбординг на экране кассы.

Для решения макси-задачи нужно сделать мини-задачи:
1. Написать текст онбординга с редакцией;
2. Отрисовать дизайн экрана;
3. Нарисовать иллюстрации;
4. Сверстать этот экран, протестировать.
Вот как мы описали мини-задачи для проблемы Романа:

1. Сделать дизайн блок с апсейлом;
2. Научиться генерировать список релевантных товаров;
3. Сверстать блок с апсейлом;
4. Протестировать функциональность.
Изобретательские задачи делятся на пять уровней сложности.

1️⃣ Первый уровень
  1. При решении задачи нет технических противоречий;
  2. Задача и средства решения находятся в рамках одной профессии;
  3. Нет проблем с объектом задачи;
  4. Вариантов решения существует не больше десятка;
  5. Изменения локальны и не системны;
  6. Требуются минимальные изобретения.
По сути, это уровень конструкторских, а не изобретательских задач.
2️⃣ Второй уровень:
1. Технические противоречия легко преодолеваются известными способами;
2. Меняется максимум один элемент системы;
3. Вариантов решения может быть несколько десятков;
4. Нужны мелкие изобретения.

3️⃣ Третий уровень:
1. Задача и средства решения находятся в рамках одной науки;
2. Один элемент системы меняется кардинально, другие — частично;
3. Вариантов решения может быть несколько сотен;
4. Нужны средние изобретения.
4️⃣ Четвертый уровень:
1. Создается новая техническая система;
2. Задача и средства решения находятся за пределами одной науки;
3. Вариантов решения может быть несколько тысяч;
4. Итогом становятся крупные изобретения, которые позже могут быть использованы для решения других задач 2–4 уровней.

5️⃣ Пятый уровень:
1. Сама изобретательская задача представляет собой множество взаимосвязанных сложных задач;
2. Создаются принципиально новая система и новая техническая отрасль;
3. Число вариантов решения не ограничено;
4. Итогом становятся крупнейшие инновации, которые позже «обрастают» менее значимыми изобретениями.

Ок, теперь расскажу про «законы системы», давай считать, что это аксиомы, которые существуют независимо от нас и на, которые нельзя повлиять.

Наше обычное мышление несистемно. Если нам говорят «дерево», то мы представляем одно дерево, а не группу деревьев или листочек на дереве. Т.е. мы представляем только данный объект, вне системы, в которую он вписан, и без частностей, которые этот объект образуют. Многие задачи с таким видением оказываются нерешаемыми.
ТРИЗ дает правила «многоэкранной» организации мышления, опираясь на объективные закономерности развития технических систем. Использование таких закономерностей гораздо эффективнее простого перебора вариантов при решении задач.
Экраном в ТРИЗ называются уровни абстракции над конкретной задачей.

Например, когда тебе говорят «дерево», представь сначала одно дерево. Это будет первый экран (и собственно система). Потом добавь экраны с группой деревьев (первая надсистема) и веткой (первая подсистема). Далее добавляй еще экраны. Второй надсистемой, включающей в себя все остальные, будет лес. Второй подсистемой — лист, третьей — клетка листа и так далее. В системе ТРИЗ считается, что для адекватного отображения мира нужно видение минимум девяти экранов одновременно.
Давай попробуем придумать уровни абстракции/экранов для реальной задачи.
Начинаем?
Начать тест
Галерея продуктов в приложении «Самокат». Какой будет первый уровень НАДсистемы?
Правильно! Мы «шагаем» на уровень выше и на этом уровне уже само приложение.
Нет. Так мы, наоборот, опускаемся на уровень ниже. Ведь конкретный продукт, это часть экрана галереи. Как листок — часть дерева
Нет. Это скорее вид или фильтр самой галереи, в котором отображается, выбранный пользователем товар
Дальше
Проверить
Узнать результат
Теперь давай подумаем, какой будет первый уровень ПОДсистемы?
Нет. Описание продукта — это подуровнеь карточки продукта
Правильно! Мы «проваливаемся» на уровень ниже и на этом уровне у нас карточка товара.
Нет. Профиль пользователя тут выступает скорее смежной системой, он не является составным элементом галереи
Дальше
Проверить
Узнать результат
А каким будет второй уровень ПОДсистемы?
Нет. Подумай еще;)
Нет. Подумай еще;)
Правильно! А следующим экраном НАДсистемы можно считать смартфон пользователя. Пойдем дальше.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Почти. Попробуй ещё раз
Пройти ещё раз
Почти. Попробуй ещё раз
Пройти ещё раз
Почти. Попробуй ещё раз
Пройти ещё раз
Почти. Попробуй ещё раз
Пройти ещё раз
Почти. Попробуй ещё раз
Пройти ещё раз
Отлично! Ты молодец!
Пройти ещё раз
ТРИЗ выделяет несколько видов противоречий

Административные противоречия
Нужно сделать Х, но неясно как. По сути, это и есть сформулированная задача.

Технические противоречия
Надо добавить в приложение анимированный онбординг, но нельзя увеличивать его вес и время загрузки приложения. Это конфликт между свойствами или частями системы. Типовые противоречия решаются типовыми же приемами, однако для сложных задач этого недостаточно. Часто необходим переход к физическому противоречию.

Физические противоречия
Каталог продуктов в приложении должен быть персонализированным, даже, когда у нас еще нет данных о предпочтениях пользователя (Х должен быть одновременно подвижным и неподвижным). Грамотно сформулированное физическое противоречие представляет собой значительную часть решения задачи.
Для решения задачи все противоречия нужно не сглаживать, а, наоборот, до предела заострять, делая максимально зримыми. Все противоречия надо решать, опираясь на законы развития технических систем. При этом не надо бояться парадоксальных ответов: чаще всего именно они и являются правильными, ведущими к максимально эффективным изобретениям
Цикл развития технических систем:

• Первый этап: возникновение.
• Второй этап: усовершенствование с помощью более мелких изобретений.
• Третий этап: энергичное развитие.
• Четвертый этап: замедление развития.
• Пятый этап: остановка в развитии или регрессия.
• Шестой этап: старая система уступает место новой, более совершенной.
После замещения цикл повторяется уже для новой системы.

Любая система нужна для выполнения какой-то функции. Идеально, если функция выполняется, а системы для этого не требуется. Идеальный технический объект выполняет нужную функцию, но сам отсутствует. Соответственно, он абсолютно бесплатен, надежен, не требует ухода, от него нет вредных побочных эффектов и т. д.

Чтобы создать идеальный технический объект, нужно, например, передать его функции другой детали или двигателю. Так работал изобретенный Альтшуллером газотеплозащитный скафандр. Исходное требование: горноспасателям нужен холодильный костюм для тушения подземных пожаров. Проблема: вес охладителя должен быть не больше 8 кг, иначе возникнет перебор по весу костюма, и станет невозможно работать. При этом расчеты показывали, что охладителя потребуется минимум 20 кг.

Чтобы создать идеальный технический объект, нужно, например, передать его функции другой детали или двигателю. Так работал изобретенный Альтшуллером газотеплозащитный скафандр. Исходное требование: горноспасателям нужен холодильный костюм для тушения подземных пожаров. Проблема: вес охладителя должен быть не больше 8 кг, иначе возникнет перебор по весу костюма, и станет невозможно работать. При этом расчеты показывали, что охладителя потребуется минимум 20 кг.

Решение: поскольку горноспасатели всегда имеют дыхательный аппарат, он переводится на сжиженный воздух, который сначала нагревается (и охлаждает человека), а потом идет на дыхание. В итоге запаса холодильного вещества более чем достаточно, да и вся система упрощается.
Истребители противоречий
На общих законах развития технических систем базируются конкретные механизмы решения задач.
В конце своего развития система переходит в надсистему. Если сливаются две системы, получается бисистема, если больше двух — полисистема. Более крупные системы могут требовать больше ресурсов, но и работают они лучше.
Например, в приложение Яндекс.Такси сначала можно было только заказывать и оплачивать такси. Потом там появилась возможность заказа доставки. Потом в него затянули Яндекс.Еду, Яндекс.Лавку, Драйв и пр. Оно превратилось в супер апп и переименовалось в Яндекс Go

Полисистема обладает свойствами, которыми не может обладать система. У полисистемы есть внутренняя среда.
Переводя на современный язык, образуется экосистема продуктов компании, которые взаимодополняют друг друга. Например, сервисом Кинопоиск можно управлять с помощью Алисы, а в Яндекс.Музыке слушать треки из фильма, который только что смотрел. А при оплате продуктов внутри этой экосистемы действует кроссплатформенная система начисления баллов.
Полисистемы имеют свой цикл развития.
Сначала появляется полисистема с нулевой связью: объединяются системы, у которых нет долговременных связей друг с другом. После она эволюционирует в частично свернутую полисистему: элементы образуют единое целое, вспомогательные части убирают.
Например, у Яндекса было два приложения: Навигатор и Заправки. В итоге заправки разместили в навигаторе и они перестали существовать, как самостоятельное приложение.

Далее частично свернутая полисистема становится полностью свернутой полисистемой, где один объект отвечает сразу за несколько функций (первоначально они относились к разным системам).

Например, существует обувь одновременно с шипами и без: шипы выдвигаются из подошвы, если температура падает ниже 0 градусов.

В итоге полностью свернутую полисистему можно рассматривать как новую базовую систему, и она выходит на очередной виток развития.
Полисистемы тем эффективнее, чем больше в них связей между элементами. Жестко синхронизированная полисистема эффективнее несинхронизированной.
Полисистемы тем эффективнее, чем больше различия между элементами полисистемы.
Так, пачка одинаковых карандашей — это просто несколько карандашей. Набор цветных карандашей позволяет рисовать разноцветные картины. Карандаши с ластиком помогают еще и стирать и т. д.

У «трудных» задач есть специфические особенности. Во-первых, чаще всего они подаются в форме ситуации, из которой задачу нужно вычленить. Во-вторых, они выглядят тупиковыми: например, нужно одновременно сохранить нечто и убрать его же. В-третьих, они выглядят устрашающими: вроде бы, все, что можно, уже сделано, а решить все равно не получается. И в-четвертых, изобретатели зачастую понятия не имеют о той сфере, из которой взята задача.
Более всего обычно пугает последнее. Нужно помнить, что по-настоящему крупные изобретения принадлежат как раз не-специалистам: специалистов в новой области вообще нет. Так, пароход изобрел художник и часовых дел мастер Фултон, самолет — велосипедные мастера братья Райт и т. д.
Для решения нестандартных задач используется АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач):
  1. Анализируем задачу;
  2. Убираем из ее условия все лишнее, в результате она сводится к модели задачи (выделяется оперативная зона);
  3. Определяем идеальный конечный результат (эффект должен быть достигнут без потерь) и физическое противоречие на макроуровне и микроуровне (наличие конфликтной пары элементов);
  4. Выясняем, какие ресурсы есть в наличии;
  5. Анализируем, как подобные задачи уже решались;
  6. По итогам предыдущего этапа задача изменяется и\или заменяется другой;
  7. Анализируем, как можно устранить противоречие;
  8. Применяем полученный ответ;
  9. Анализируем весь ход решения задачи.
И в конце этой главы — подарок, инфографика по книге :)

Самые полезные книги кратко – в тексте, аудио и инфографике – в библиотеке Smart Reading. Слушайте и читайте бесплатно в течение 7 дней.